понедельник, 14 июня 2010 г.

Восприятие произведений художественной литературы и этических бесед как важное средство полоролевого воспитания

Восприятие художественного рассказа, сказки, ярких образных описаний взаимоотношений персонажей, их действий в разных ситуациях, положительных и отрицательных поступков, оказывающих влияние на эмоциональное отношение к ним детей дошкольного возраста, имеет большое воспитательное значение. А.В. Запорожец писал о том, что дошкольник, воспринимая художественный образ литературного произведения, становится в позицию героя, осмысленно ему содействует, радуется его успехам и огорчается из-за его неудач.
Художественные произведения, которые способствуют становлению полоролевого поведения, должны быть доступны возрасту, быть эмоционально привлекательными, динамичными по сюжету, содержать эпизоды, которые можно перенести в игру. Формирование у детей дошкольного возраста соответствующих представлений о качествах мужественности и женственности, о ценности семьи и особенности семейных ролей включает также процесс переживания содержания этих представлений и чувства личной сопричастности.

Подборка художественных произведений, которая может использоваться для воспитания у мальчиков представлений о смелости, стойкости, готовности оказать помощь слабым и пожилым людям:
- «Твои защитники», «Богатырская застава» Л.А. Кассиль;
- «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршак;
- «На льдине», «Почта» Б.П. Житков;
- «Айболит» К.И. Чуковский;
- «Приключения Буратино» А. Толстой;
- «Наш Андрейка» О. Яковлева;
- «Самый смелый» Г. Мямлина;
- «Котенок» Л.Н. Толстой;
- «Тема и Жучка» Н. Гарин-Михайловский;
- «Самое страшное» Е.А. Пермяк
-
Эти произведения дают возможность показать детям, что самую трудную и опасную работу обычно выполняют мужчины, вызывая чувство восхищения их мужеством, желание подражать им.
На занятиях следует обращать внимание мальчиков на то, как надо относиться к девочкам, пожилым людям. В разговоре с детьми можно упомянуть о том, что девочка – будущая мама, к ней нужно проявлять уважение. У воспитанных мужчин и мальчиков во всем мире есть правило: девочкам и женщинам надо уступать.

Для формирования представления о женственности, таких качествах, как заботливость, мягкость, ласковость, миролюбие, терпимость к недостаткам других
можно использовать следующие произведения:
- сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Аленький цветочек» и др.
- стихи: «Младший брат» А. Барто, «Научу братца одеваться»
Е. Благинина, «Мальчик потерялся» З. Александрова.

В процессе занятий можно уточнить представления детей о заботливости и равнодушии, черствости, трудолюбии и лени, вежливости и грубости и разъяснить эти понятия.
Обсуждая произведения вместе с детьми, следует определить способ правильного поведения, примирения: извиниться, предложить поиграть вместе, отдать отнятую игрушку. Обсуждая ситуации, дети приходят к правильному выбору. Можно спросить у детей, какое настроение было у героев, когда они ссорились, и как оно изменилось, когда они помирились.
Воспитательное воздействие художественного произведения более эффективно, если его восприятие сопровождается иллюстрациями, репродукциями картин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий